Быстрые и новые: на каких машинах ездят белорусы

Социум Тема дня

Автомобилизация в Беларуси продолжается весьма значительными темпами. Чемпион — Минск, где в часы пик заторы на улицах и проспектах в центре города давно стали привычными. Растет не только количество, но и качество автомобильного транспорта: все чаще люди предпочитают приобретать не подержанные, а новые машины. Понемногу развивается и выпуск отечественных (вернее, китайских) автомобилей. Об итогах развития автомобильного рынка Беларуси в 2019 году, нынешней ситуации и прогнозах на перспективу на днях рассказали специалисты.

На дорогах становится теснее
Сколько бы мы ни говорили о не самых высоких темпах роста благосостояния населения, а один из индикаторов реальной ситуации — количество приобретаемых транспортных средств — говорит о том, что не все так плохо, как утверждают пессимисты.

— Объем продаж новых автомобилей в Беларуси в 2019 году вырос на 22 процента к показателю 2018-го и составил более 64,5 тысячи единиц, — отмечает член правления Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) Дмитрий ЯРОТА. — Рынок продолжает расти с 2014 года. Если в 2014-м было продано 24 тысячи новых автомобилей, и это казалось для Беларуси цифрой немаленькой, то сейчас и 64 тысячи машин — не такой уж огромный показатель.

Заметим, что в настоящее время в БАА входят более 20 официальных дилеров, которые представляют 33 автомобильных бренда. Как отмечают представители ассоциации, 2019 год оказался самым успешным за всю историю отечественного рынка транспортных средств. При этом рекордные темпы роста были зафиксированы в первом квартале, когда рынок увеличился более чем на 50 процентов, а затем рост стал замедляться.

— На такой значительный рост продаж повлияли отложенный спрос, который сформировался с 2014 по 2016 год, а также появление новых выгодных инструментов финансирования, предоставленных автодилерами, — полагает председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергей МИХНЕВИЧ. — Это позволило сделать такое приобретение более привлекательным, чем покупка автомобиля с пробегом. Так, по оценкам экспертов, порядка 60 процентов новых авто было куплено в кредит или лизинг.

Что касается продаж, то пятерка лидеров выглядит следующим образом. На первом месте российская «Лада» — 16281 про-данный в прошлом году автомобиль. На второй позиции «Рено» — 11895 единиц техники, на третьем — «Фольксваген» (7919), за ними следуют «Джили» (6894) и «Киа» (4029). По данным БАА, в настоящее время почти 80 процентов автомобилей, которые продаются в Беларуси, производятся в России. Прогнозы же на 2020 год пока не слишком оптимистичные. Во всяком случае, белорусские автодилеры не ожидают значительных темпов роста продаж. По мнению представителей БАА, будет хорошо, если рынок сохранится на прошлогоднем уровне.
— Если в прежние годы темпы прироста были по 30—60 процентов, то сейчас относительный прирост уменьшился до 22 процентов, — напоминает Дмитрий Ярота. — И дальше, наверное, такими двузначными темпами прироста рынок продаж новых автомобилей будет сложно увеличивать.

Что же, поживем — увидим.

По словам директора СЗАО «Белджи» Геннадия СВИДЕРСКОГО, финансовая программа льготного кредитования, предлагаемая предприятием для своих клиентов в настоящее время, будет продолжена.

«Моторшоу» уходит в историю?
Еще каких-нибудь 15—20 лет назад приобретение новенького, а не подержанного автомобиля считалось для белорусской семьи чуть ли не событием вселенского масштаба. Нынче это событие носит куда более прозаический характер хотя бы потому, что машина для многих наших соотечественников — это не столько предмет роскоши, сколько средство заработка.

Изменилось и отношение к новинкам автопрома: они воспринимаются уже не как что-то недосягаемое, а как закономерное явление, отражающее современные тенденции развития подобной техники. Может, поэтому в последние годы в Беларуси не проводят прежде суперпопулярные автомобильные выставки?

Напомним: первая выставка «Моторшоу» прошла в Минске во второй половине 1990-х. Тогда автомобильные импортеры весьма высоко оценивали перспективы белорусского рынка, а многие эксперты ставили Беларусь на один уровень с Польшей и Литвой. Шли годы, менялись места дислокации «Моторшоу», последняя на данный момент выставка прошла в 2013 году на территории конькобежного стадиона спортивного комплекса «Минск-Арена». Тогда свои стенды представили 24 автомобильные марки, в экспозиции было около 200 автомобилей.

По данным организаторов, «Моторшоу-2013» посетило порядка 65 тысяч человек. С тех пор о подобных масштабных автомобильных презентациях ничего не слышно.

— Международный автосалон «Моторшоу» в Минске в этом году проводиться тоже не будет, — констатирует Дмитрий Ярота. — Что касается перспектив такой экспозиции в нашей стране, то, с одной стороны, сегодня Интернет душит выставочное движение по всему миру, а с другой — лишь руководители дилерских центров, импортеры решают, делать такой праздник или нет.

По словам эксперта, каждый год в автомобильной ассоциации поднимается этот вопрос, но пока общее согласие не достигнуто. Впрочем, Дмитрий Ярота не исключает, что появление нового выставочного центра воодушевит дилеров на проведение автосалона. Хотя, по его мнению, и прежняя площадка «Минск-Арены» была достаточна удобной и вместительной.

— Я наблюдаю еще такой факт, что новое поколение маркетологов уже разучилось или не знает, как работать на выставках, — добавляет он. — Все они в основном занимаются размещением баннеров и поисковой рекламой в Интернете. В основном весь рекламный бюджет сегодня туда и направлен. А «Моторшоу» — это в том числе и инвестиции, и праздник, это более серьезные затраты, на которые должны решиться руководители, инвестируя больше денег, чем в обычную рекламу.

Еще одна причина забвения «Моторшоу» — изменившаяся расстановка сил на белорусском автомобильном рынке.

— Организация стендов и участие в такой выставке требует затрат, а круг потенциальных участников не очень велик, — говорит генеральный директор Белорусской автомобильной ассоциации Александр СИДОРЕВИЧ. — Ведь 57 процентов рынка занимают три дилера. Это не может быть выставка трех-пяти брендов, участвовать должны все.

На каком свете отечественное производство?
Внимание белорусских автомобилистов уже не первый год приковано к флагману отечественного легкового машиностроения — заводу «Белджи» под Борисовом. В свое время именно с ним были связаны надежды руководства страны на переформатирование рынка транспортных средств, ведь наличие собственного производителя — это престиж для любого государства. Торжественное открытие завода «Белджи» по мелкоузловой сборке комплектов китайских автомобилей «Джили» полного цикла состоялось 17 ноября 2017 года. Новое предприятие разместилось между Борисовом и другим промышленным городом — Жодино — и занимает площадь 118 га. Завод тогда принял в свой штат более 1300 человек. Производственная мощность выпуска транспортных средств составляет до 60 тысяч единиц техники в год с возможностью дальнейшего увеличения. Что происходит на предприятии сегодня?

— В 2019 году мы произвели 20151 автомобиль, — говорит директор белорусско-китайского СЗАО «Белджи» Ген-надий СВИДЕРСКИЙ. — В ноя-бре мы трудились в режиме полной производственной мощности, выпуская 120 автомобилей в смену в односменном режиме с коллективом 1,5 тысячи человек. Работаем рентабельно, хотя рентабельность пока небольшая — 5 процентов. Но это позволило в конце года поделиться частью своей прибыли с покупателями, объявив какие-то маркетинговые акции.

Кстати, в ноябре 2017 года при запуске завода «Белджи» было заявлено, что для выхода на рентабельность необходимо реализовывать минимум 35 тысяч автомобилей в год.

— Нам удается быть рентабельными даже при меньших объемах выпуска по той причине, что уже сейчас существует множество вариантов предложений для покупателей, ведь завод выпускает три модели в 28 модификациях, — поясняет Геннадий Свидерский. — У нас есть и седаны, которые стоят 23 тысячи рублей, и кроссоверы комплектации «лакшери», стоящие 58 тысяч рублей. По деньгам наш объем продаж за 2019 год составил 250 миллионов долларов. Мы работаем в одну смену с высокой эффективностью и в нужном ценовом сегменте. То есть, например, если бы это были седаны «Джили E3», то нам бы для выхода на рентабельность потребовалось продать 40 тысяч машин в год.
По словам руководителя предприятия, в 2020 году «Белджи» планирует продать 30 тысяч автомобилей. Также на заводе ставят задачу расширить географию поставок в страны Евразийского экономического союза и другие близлежащие государства. В настоящее же время «Белджи» продает свою продукцию в Беларуси и России.

— Вторая стратегическая задача — и мы с нашими китайскими партнерами по ней договорились — такова: как только появляется новая модель в Китае, мы хотим, чтобы она, адаптированная под наши условия, в кратчайшие сроки появлялась на нашем производстве, — продолжает Геннадий Свидерский. — Например, модель SX 11, ее производство уже идет. Планируем вывод на рынок в феврале. Подробностей пока не раскрываем, поскольку должна оставаться какая-то интрига при выводе новой модели. Но все техниче-ские, испытательные и подготовительные работы по ней завершены. Причем в Беларуси машина появится раньше, чем в России, хотя в Россию тоже отгружены первые экземпляры — для ознакомления дилеров и тестирования.

Для удобства покупателей

Компания «Белджи» готова рассмотреть вопрос изменения условий программы кредитования покупки автомобилей «Джили» для отдельных категорий граждан. По словам директора предприятия Геннадия Свидерского, из-за действия президентского Указа № 140 «О возмещении таможенных пошлин, налогов» существенно сокращаются возможности продажи отечественных автомобилей.

— Мы попросили правительство — и я знаю, что есть согласие, — рассмотреть этот вопрос с точки зрения создания условий для развития отечественного автопрома, — заметил он.

Геннадий Свидерский озвучил свое видение того, как можно разрешить ситуацию. Поскольку указ ссылается на многодетных и инвалидов, может быть, имеет смысл модифицировать финансовую программу и вместо 3,9 процента для инвалидов и многодетных сделать 0,1 процента. При этом важно, чтобы этот механизм использовался действительно теми категориями граждан, на которых он будет рассчитан, а не теми, кто хочет нагреть на этом руки.

— Пока я не готов сказать, что мы это сделаем, но будем изучать вопрос, чтобы сделать не только административный, но и рыночный шаг, чтобы создать на своем рынке базовые условия, которые будут выгодны и производителям, и потребителям, — заверил директор предприятия.

В настоящее время действует программа кредитования физлиц на покупку автомобилей «Джили», которая распространяется на авто марки «Atlas» и «Emgrand X7», приобретаемые через официальных дилеров СЗАО «Белджи». Кредитное предложение предусматривает сниженную процентную ставку по кредиту в первые 2-3 года кредитования — 3,9 процента годовых. В дальнейшем ставка будет равна ставке рефинансирования, увеличенной на 3,9 процентного пункта.

Александр НЕСТЕРОВ.



Добавить комментарий