Белорусские автомагистрали будут быстрыми, но платными

Новости

Александр НЕСТЕРОВ
Фото автора

Самым большим сюрпризом для автомобилистов в прошлом году стал не рост цен на бензин и не планируемое введение утилизационного сбора на транспортные средства. Наибольший резонанс вызвали новшества, связанные, как говаривал Остап Бендер, с законными способами отъема денег. А именно: введение пошлины на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении и расширение сети платных дорог. О том, как будет развиваться транспортная инфраструктура страны в обозримой перспективе, рассказал на днях заместитель начальника главного управления автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Александр ГОЛОВНЕВ.

Система «BelToll» подвергнется модернизации

Электронная система сбора платы за проезд, которая действует на территории Республики Беларусь с 1 июля 2013 года, называется «BelToll». Она основана на использовании хорошо зарекомендовавшей себя во всем мире технологии специализированной радиосвязи на коротких расстояниях. С ее помощью пользователи дорог оплачивают проезд без остановки транспортных средств в пунктах сбора денежных средств. Над полотном дорог, входящих в систему «BelToll», размещаются металлические порталы сбора платы, оснащенные приемопередатчиками, которые обеспечивают обмен информацией с бортовым устройством, установленным на лобовом стекле транспортного средства.

— Министерство транспорта и коммуникаций в ближайшее время намерено выступить с предложением об изменении порядка пользования платными дорогами, — говорит Александр Головнев. — Первые месяцы деятельности системы выявили некоторые недостатки в ее функционировании, но это была совершенно новая для Беларуси система, и предусмотреть абсолютно все было невозможно. К примеру, социальным учреждениям не стоит вносить плату за передвижение по некоторым автотрассам. Это же касается дорожных служб. А в настоящее время за проезд специальной машины по платной дороге, которая ее же очищает от снега, нужно заплатить.

Сегодня специалисты Минтранса готовят проект указа о внесении изменений в порядок работы системы.

По данным Минтранса РБ, от дорожных сборов нынче освобождены транспортные средства, зарегистрированные на территории стран Таможенного союза, с технически допустимой общей массой не более 3,5 т. Бесплатно могут ехать мопеды и мотоциклы, зарегистрированные в Беларуси, колесные тракторы и самоходные машины, транспортные средства оперативного назначения, а также используемые в целях обеспечения обороноспособности и правопорядка. Не нужно платить водителям маршруток для городских перевозок пассажиров, автомобилей, применяемых для оказания медпомощи, ликвидации чрезвычайных ситуаций или перевозок грузов гуманитарной помощи населению Беларуси и других стран.

Грядет «амнистия»

После введения новой системы оплаты проезда от проштрафившихся водителей посыпались жалобы. В Минтрансе признали, что в системе есть недоработки, но, вместе с тем, призвали водителей соблюдать «правила игры». Некоторое время назад автомобилистам намекнули, что для пользователей платных дорог будет предусмотрена так называемая амнистия части штрафов августа — сентября. К сожалению, подобное решение пока не принято, хотя предполагалось, что это будет сделано в январе.

— Решение о том, будет ли для пользователей платных дорог Беларуси так называемая амнистия части штрафов августа — сентября, откладывается еще на месяц, — говорит Александр Головнев. — Не менее месяца проблема будет решаться на уровне нормативного правового акта. Подготовлен проект такого документа, но в нем есть масса сложностей, которые необходимо урегулировать с Минфином и Минюстом.

Специалист подчеркивает, что в данном проекте документа трудно предусмотреть и определить, где есть прямая вина пользователя, нарушившего правила и не желавшего платить, а где были недостатки системы, которые повлияли на взыскание необоснованной платы.

— Такого рода «амнистия» еще не означает, что появится некая закономерность, и подобная ситуация повторится через год-два, — отмечает Александр Головнев. — Мы все делаем для того, чтобы люди в будущем вели себя более осмотрительно. Система будет функционировать дальше, и сетовать на то, что кто-то не почитал инструкцию и попался, — это, извините, уже никто не воспримет.

Три автодороги могут передать в концессию

По состоянию на начало 2014 года протяженность платных автодорог в стране составляет 933 километра. В перспективе количество данных участков будет только увеличиваться. Более того, Министерство транспорта и коммуникаций Беларуси предлагает передать в концессию автодороги М7 (шоссе М7 идет от Минска к границе с Литвой, далее следуя к Вильнюсу по литовской магистрали A3.Прим. авт.) в направлении Каменного Лога, М3 «Минск — Витебск» и М10 «Гомель — Брест». Это новое слово в отечественной эксплуатации автомагистралей.

— В январе в Беларуси вступил в силу закон о концессии, однако на практике еще не применялся, — отмечает Александр Головнев. — Государство в соответствии с новым законом первоначально должно определить перечень объектов, которые оно готово передавать в концессию, и утвердить его в установленном порядке. Мы сейчас работаем с Министерством финансов по созданию такого перечня, и Мин-транс будет предлагать три объекта — дороги М7, М3 и М10.

Концессия подразумевает не выделение кредитов в чистом виде, а передачу дороги предприятию или организации, которая за свои деньги реконструирует дорогу и в течение 20 лет будет ее содержать, собирать плату, тем самым возвращая свои затраты. Это наиболее прогрессивный способ и цивилизованная форма государственно-частного партнерства, которая не накладывает чрезмерно серьезные обязательства на государство. Здесь риски распределяются между государством и компанией, которая взялась за такую работу.

К настоящему моменту уже прошли переговоры с тремя проявившими интерес к данному партнерству компаниями из Испании, Польши и Франции. Но по законодательству концессионеры избираются посредством тендерных торгов, так что о конкретных договоренностях говорить пока преждевременно.

Новые правила для придорожного сервиса

Заместитель начальника главного управления автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси Александр ГОЛОВНЕВ отмечает, что после начала эксплуатации системы «BelToll» в случае явной ошибки или сбоя техники пользователям платных дорог уже возвращали деньги.

В Беларуси завершено создание нормативной базы по размещению объектов придорожного сервиса с утверждением нового кодекса установившейся практики. Кодекс «Автомобильные дороги. Размещение и обустройство объектов сервиса» является нормативным актом, регулирующим особенности и принципы размещения подобных объектов на автомагистралях.

ТКП разработан в соответствии с аналогичными рекомендациями, принятыми в Германии, и соотносится с межгосударственным стандартом Евразийского совета по стандартизации, метрологии и сертификации государств, входящих в СНГ. В документе подробно изложены обязательные и рекомендуемые технические параметры объектов придорожного сервиса. Эти нормы будут в дальнейшем применяться проектными и дорожными организациями при строительстве и реконструкции автодорог, а также использоваться в качестве рекомендаций частными предприятиями, которые будут строить новые объекты придорожного сервиса.

— Важно, что в Беларуси вышли на понятие многофункционального объекта придорожного сервиса, который должен сочетать в себе максимально возможный спектр услуг, начиная от заправки и заканчивая гостиницей, — говорит Александр Головнев. — На основании мирового опыта установлены минимальные нормативы размещения объектов на дороге: через 60 км заправка, через 40 км — кафе. Если их строить через 3-4 км, это может нанести ущерб безопасности дорожного движения из-за частых съездов и выездов на дорогу.

Что касается станций техоб-служивания на автотрассах, то, по мнению заместителя начальника главного управления автомобильных дорог Минтранса, они мало востребованы у проезжающих:

— Скажем, если у вас хорошая машина, вы не погоните ее на неизвестную СТО, а вызовете эвакуатор или каким-то другим способом доставите по вашему месту жительства и будете разбираться. Все, что нужно на дороге в этой части, — это шиномонтаж и мойка.

К слову, намеченные в генеральной схеме развития придорожного сервиса Беларуси планы выполняются в полном объеме. Новая схема, рассчитанная до 2015 года, была утверждена весной минувшего года. Документ содержит данные о существующих, строящихся, проектируемых и предлагаемых для строительства объектах придорожного сервиса в каждом регионе республики.



Добавить комментарий