Балетмейстер Елена Александрова: «Мы делаем красоту»

Культура

Минский тракторный завод и любовь к танцу… Даже в одном предложении соединить эти два понятия непросто, а в судьбе нашей героини они переплелись настолько прочно и гармонично, что представить одно без другого уже никак нельзя. Она — балетмейстер, судья республиканской категории, тренер-преподаватель заслуженного коллектива Республики Беларусь танцевального клуба «Мара» Елена Александрова.

Маленькие подопечные студии и их родители с уважением зовут ее «наша Елена Сергеевна», а фраза «заниматься у Александровой» означает своеобразный знак качества и то, что ребенок, который только делает свои первые шаги в большом мире музыки и танца, —
в надежных руках.

«Вся жизнь прошла на Минском тракторном… Эти слова — про меня», — смеется Елена Сергеевна. Ее отец, Сергей Александров, закончил ФЗУ на Урале и высококвалифицированным токарем приехал в 1946 году в Минск, где начинал строиться тракторный завод. В его уникальных воспоминаниях были и бараки, и сосновый лес, и столовая, наподобие той, в которой обедали герои фильма «Девчата», и истории о том, как по дороге из общежития в столовую можно было запросто набрать корзину грибов. Мама, отучившись заочно на инженера, работала здесь же, в отделе стандартизации. Познакомились родители, как водится, на танцах. Жили на Стахановской, на этой же улице был роддом, в котором появилась на свет наша героиня. В здании, где сейчас наша редакция, размещался Дом культуры, куда девочку водили на новогодние ёлки.

Красота и гармония движений привлекали Елену Александрову с самого детства. Тогда было очень популярно катание на коньках. В каждом дворе заливался каток, недалеко от главной проходной была самая классная ледовая площадка в районе — ёлка, музыка, много людей. В пять лет Лену отобрали (невероятная удача!) в школу фигурного катания, которая тоже была организована в ДК МТЗ, но педиатр запретил болезненному ребенку такую нагрузку. Эти «нельзя», бесконечные недуги, лечебная группа по физкультуре и невозможность посещать занятия в студиях еще долго будут преследовать девочку, пока лет в 14 она сама не скажет «хватит», займется спортом и собственным трудом не переломит ситуацию.

В школу наша героиня тоже пошла в тракторозаводском поселке. В разное время занималась в «музыкалке», балетной студии при ДК. Но главной радостью был, конечно же, кинотеатр «Восход». И то, как в фойе танцевали взрослые… За ними можно было наблюдать бесконечно. Это было так красиво, необычно, здорово!.. Она помнит время, когда в «Вечерке» появлялась «фигурка» — клише с танцующей парой и объявлением о наборе в школу танцев. Все с нетерпением ждали этой «фигурки» и бежали в зал…

Танцы танцами, но получение серьезной специальности было в приоритете. Александрова с золотой медалью окончила физико-математическую гимназию и поступила в политех на сложную инженерную специальность. К тому времени физическая форма у нее была весьма неплохая — баскетбол, бег, лыжный спорт, плавание и даже фехтование, но танцы оставались главной страстью.

В 1984-м студентка-второкурсница пришла на занятия к Максу Кацу и Лидии Лазаревой, еще не зная, что это решение станет судьбоносным. Новенькую включили в работу над небольшой постановкой, как мы сейчас бы сказали, в массовке. Ни о какой сольной партии речи тогда не шло, но Александрову это ничуть не смущало. «Я всегда любила процесс, — признается она. — Я и сейчас люблю саму подготовку к конкурсам, тренировочный период. Я так воспитана, что должна просто работать — хорошо и с полной отдачей. Никогда не ставила перед собой невероятных целей, просто делала все, что нужно, и результат сам собой получался на «отлично».

Из школы танцев талантливую и работоспособную девушку взяли в подготовительную группу. С 1986-го она уже участвовала в концертах, впервые поехала в Вильнюс на престижный конкурс «Янтарная пара». В 1989-м Александрова привела в «Мару» своего мужа и младшую сестру. Тогда в клубе начали готовить ансамблевую композицию. Муж и сестра «сошли с дистанции» достаточно быстро, а упорная Александрова сказала себе: «Нет, я смогу!». В 1990-м вышла яркая концертная программа к 25-летию «Мары», клубный конкурс и состоялся первый выезд белорусского коллектива «Мара» формейшн на чемпионат СССР в Кишинев, где соревновались легендарная литовская «Жуведра», московский ансамбль Кузнецова «Эврика», молдавская «Кодрянка». Белорусы ехали в Молдавию пока только «посмотреть», увиденное обсуждали ночи напролет, а уже через год участвовали в чемпионате сами! Елена Александрова танцевала в составе коллектива, а также в паре с Александром Фоминых в категории «Сеньоры». За два последующих года они объездили все возможные турниры и первенства страны.

Еще с концерта к 25-летию клуба Елена Сергеевна взяла на себя часть организационных проблем, и с тех пор вопросы с наградной и сувенирной продукцией, подготовка и украшение зала и даже костюмы — в ее ведении. В умении из ничего сделать что-то наши танцоры достигали в те времена удивительных результатов! Танцевальной обуви не было, а если и была, то очень дорогая. Белые туфли для женской части ансамбля «караулили» в салоне для новобрачных, «комиссионке». За куриными перьями для оторочки 12-метровых подолов платьев ездили на птицефабрику. От таких тяжеловесных конструкций отнимались руки, но визуально все было легко и свободно. Первые невесомые боа купили только спустя годы по дороге на первенство в Париж. Тогда на польском рынке наши танцоры оставляли все свои
сбережения, приобретая невиданную по тем временам роскошь — великолепные кружева, клеевые камни…

В 1991 году Елена Александрова оставила НИИ средств автоматизации, где работала по распределению, и пришла в «Мару». Сначала — на полставки костюмера-кладовщика, а потом помощником тренера. Потом стало ясно, что у нее очень хорошо получается учить танцевать. Процесс обучения в «Маре» строился постепенно. Начальная подготовка продолжается в средних группах, потом в старших… Елена Сергеевна всегда работала с самыми маленькими. К слову, нынешний педагог студии, танцор ансамбля Вячеслав Петров — тоже ученик Елены Александровой. На своих занятиях она использует много приемов, старается сделать так, чтобы интересно было всем. А на вопрос «Зачем мы танцуем?» (такой рано или поздно возникает у любого ребенка) она бесхитростно отвечает: «Мы делаем красоту!»

Говоря о ее юных подопечных, мы невольно затрагиваем тему занятости сегодняшних малышей. И в этом вопросе моя собеседница опирается на свой уже четвертьвековой педагогический опыт. Желание родителей «впихнуть» свое чадо в как можно большее число студий, секций, кружков, чтобы все попробовать и выбрать, зачастую не только не помогает маленькому человеку определиться с выбором, но и дезориентирует его. Система ценностей и требования, которые предлагает и выставляет педагог по вокалу, тренер по гимнастике, учитель танцев и мастер в изостудии — разные, далеко не каждый малыш сможет соответствовать всему этому, получать удовольствие от занятий и быть успешным в них, как мечтают родители. Елена Сергеевна уверена, что отдавать ребенка «всюду» с трех, а то и двух лет, — не очень разумно. Многое малышу могут и должны давать мама с папой, так они сами быстрее поймут, какой вид деятельности ребенку интереснее всего. Поэтому набор в «Мару» идет с четырех лет. Своих крох Елена Сергеевна старается хвалить. Если что-то делают не так, просто предлагает сделать по-другому.

А еще убеждена: даже из тех нескольких движений, которые разучивают малыши, надо составить хотя бы небольшую композицию, чтобы юный танцор увидел результат своего труда и почувствовал свою ответственность. Не важно — на открытом уроке перед мамами или на сцене перед разными зрителями.

Танец — такая стихия, в которой, считает моя собеседница, проявить себя могут все. Для юного танцора, только вставшего на паркет, это занятия на развитие координации, силы, двигательных способностей, усидчивости и на умение управлять своим телом. Очень важно, и идею эту поддерживают все педагоги «Мары», чтобы азы танцевального искусства ребенку преподавали еще в детском саду, а потом в школе. А еще лучше, когда вместе с детьми танцуют их родители. В клубе очень поддерживают тех мам и пап, которые, глядя на своих детей, тоже приходят в танцевальный класс.

Новый творческий сезон во Дворце культуры МТЗ стартовал, и Елена Сергеевна вновь встречает в репетиционном зале новых малышей. А значит, впереди новые планы, идеи, интересные задумки (уже сейчас Александрова работает над программой к Новому году) и… большое желание. Желание учить, учиться и вместе со своими ребятами делать красоту!

Анна КОРЯКОВА.
Фото из архива редакции.



Добавить комментарий