Анатолий Татьянин: «Каждый трудовой день стараюсь делать все, что в моих силах, на благо нашего предприятия»

Тракторозаводцы

В день 72-й годовщины нашего предприятия водитель-испытатель цеха опытного производства № 1 Анатолий Татьянин гордо вывел из ворот подразделения, а затем и на призаводскую площадь опытный образец «Беларуса» модели 5022 мощностью в полтысячи лошадиных сил и представил этого красавца руководству ОАО «МТЗ», тракторостроителям и гостям праздника.

— Это необыкновенно волнующее событие не только для меня, но и для многих работников Минского тракторного, — говорит Анатолий Александрович. — Чтобы этот, как в нашем цехе ласково его называют, «бегемотик», родился, напряженно трудились технологи, конструкторы, добросовестно и качественно подготовили все комплектующие детали и узлы работники многих задействованных в этом процессе подразделений. Когда мы, водители-испытатели, презентуем машины новых моделей, всегда испытываем гордость за наш завод, за его высококлассных специалистов, способных решать самые сложные и ответственные задачи, расширять сферу применения и увеличивать мощность техники с мировым брендом «BELARUS».

Надо сказать, что Анатолий Татьянин не раз чувствовал эту радость от своей причастности к такому важному делу.

— В последние годы все больше внимания на нашем заводе уделяется расширению линейки энергонасыщенных тракторов. За десять лет моей работы в цехе опытного производства № 1 мы подготовили для серийного выпуска 210-сильный «Беларус-2122» уже с гидромеханической трансмиссией, 350-сильный «Беларус-3522», собираем четвертого 450-сильного богатыря «Беларус-4522», и вот уже готов к официальной презентации «Беларус-5022». Хорошо помню, каким большим казался 3522-й, потом 4522-й, а уж ощущения от этого первенца превзошли все мои ожидания — мощь, сила, комфортное место для водителя, при всей громоздкости трактора — легкая управляемость… Остается получать удовольствие от вождения этого гиганта.

Анатолий Александрович «лихой наездник», умеющий вписаться в любые ограничения и разметки до миллиметра. Он неизменно участвует во всех демонстрационных показах возможностей нашей техники на призаводской площади, на различных отечественных и зарубежных выставках. В прошлом году на «Беларусе» модели 4522 был в праздничной колонне парада, посвященного Дню Независимости. Он сидел за рулем 4522-го трактора, когда демонстрировали свои возможности белорусские силачи, пытаясь сдвинуть с места и как можно дольше протащить эту огромную машину. Запомнилась ему и передача десяти «Беларусов» модели 3522 с двигателем «Катерпиллар» земледельцам Витебской области…

Водителем-испытателем Анатолий Татьянин трудится уже 25 лет, а на заводе работает 32 года. В июне 1986-го он пришел учеником токаря-расточника на завод специнструмента и техоснастки. Освоил эту профессию, но все время с восхищением поглядывал на участок обкатки корпуса сборки тракторов — очень нравилась ему работа водителей-испытателей. Однажды рискнул попроситься на четвертый участок КСТ. Очень волновался, но неожиданно для себя без вопросов был принят стажером. Здесь ему пришлось узнавать очень многое. С помощью опытных коллег, изучая материальную часть трактора и тщательно вникая самостоятельно, вскоре он стал одним из незаменимых работников и заслужил уважение в коллективе.

— Понимаете, водитель-испытатель — это своего рода эксперт, который должен проверить работу всех систем этого большого механического организма — тормозной, управления сцеплением, гидро- и пневмосистем, системы подачи топлива, — поясняет мой собеседник. — Чтобы довести машину до готового к передаче на седьмой участок состояния, мне нужно было запустить двигатель, произвести визуальный осмотр, затем уже в движении, вслушиваясь в работу двигателя, определить наличие или отсутствие посторонних шумов и при их наличии — выяснить причину. Если дефект незначительный, устранить его на месте, если же серьезный — уведомить о нем мастера, который принимает соответствующие меры. Работ интересная, но со временем и она показалась мне несколько скучной. Я из нее, как бы это правильно сказать, «вырос». Тем более что знал: есть ЦОП-1, и в нем изготавливают опытные образцы новейших моделей тракторов. Как раз к 2007 году их линейка стала активно расширяться и тут кипела работа. Вот мне и было интересно применить приобретенный опыт и поучаствовать в этом процессе. В ЦОП-1 всегда трудились самые проверенные профессионалы, поэтому я тоже не без волнения предложил свои услуги. К моему удивление, меня и здесь взяли без каких-либо испытаний. С точки зрения водителя-испытателя, мои служебные обязанности не очень изменились, но снова пришлось узнавать многое дополнительно о самом процессе сборки и, что меня особенно радовало, непосредственно участвовать в нем. Сейчас мне не меньшее удовольствие доставляет работа слесаря МСР.

В то время как раз собирались опытные промышленные партии «Беларусов» 422 и 622, которые мы в последствии передали на Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов. Тогда я познал немало нового. Не многие даже на заводе знают, что в работе нашего цеха есть еще одно интересное направление — реставрация раритетных тракторов. Для меня по-настоящему было большой честью принимать непосредственное участие в восстановлении колесного первенца нашего завода — МТЗ-2. Просто полюбоваться плодом труда тракторозаводцев, которые работали здесь, когда я еще не родился. Подержать в руках детали и узлы, почувствовать качество литья и обработки металла, как филигранно тогда на самых простых станках фрезеровали и шлифовали детали. Пару лет назад с такой же любовью и тщательностью мы занимались реставрацией МТЗ-50, который сейчас находится перед входом в заводской музей.

Наполненной жизни Анатолия Татьянина можно только по-хорошему позавидовать. Ему очень понравилась Мексика, когда был в этой стране в командировке во время презентации нашей техники на латиноамериканском рынке. В качестве специалиста сервисной службы совместного белорусско-китайского предприятия в Харбине он шесть раз побывал в Китае. Консультировал местных специалистов, помогал им и учил устранять поломки, выявленные в процессе эксплуатации машин, изготовленных на этом предприятии. Трижды помогал в подготовке к реализации нашей техники в торговом доме в Венгрии. Нередко принимал участие в сборке и обслуживании тракторов на наших совместных предприятиях в России.

Анатолий Александрович говорит, что считает за честь работать среди таких специалистов, как труженики цеха опытного производства № 1.

— Все они, начиная с начальника цеха Ивана Хаванского, его заместителей по производству и по технической части Владимира Сороки и Алексея Калечица, уважаемые мной специалисты, которые очень болеют за наше общее дело, — подчеркивает он. — Дорожу тем, что работаю с таким высокопрофессиональным напарником как Владимир Артюшевский, всегда буду благодарен бывшему слесарю механосборочных работ Михаилу Пузыреву, чей опыт и знания стали для меня замечательной школой мастерства. Наш завод стал для меня судьбой и местом больших возможностей для проявления своей индивидуальности, свершения планов.

Когда я пришел сюда, заводу было всего лишь 40 лет. Здесь выпускались только МТЗ-80, -82. Начиная с 90-х годов прошлого века Минский тракторный постоянно совершенствуется, стало намного интереснее работать. Завод меняется на глазах, становится более чистым, ухоженным, чувствуется забота о его тружениках — уже много лет полностью люди обеспечиваются спецодеждой, спецобувью, средствами индивидуальной защиты. Одним словом, росло и развивалось предприятие, последние три десятилетия старался идти с ним в ногу и я.

Говорят, что каждый мужчина должен посадить дерево, построить дом, вырастить сына. А я считаю, что уже давно эту фразу нужно продолжить — … и реализовать себя профессионально.

Деревьев я посадил много в деревне моей уважаемой тещи в Узденском районе. Там же построил и утопающий в саду дом. Давно плодоносят вишни, сливы, яблони, груши, виноград. Я вырастил двоих умниц-дочерей. Младшая уже более десяти лет работает на МТЗ, а последние семь — и вовсе в одном цехе со мной. Теперь все мое внимание одиннадцатилетнему внуку.

От своей профессии я тоже получаю истинную радость. Так что, хотя еще и рано подводить итоги, все-таки, когда узнал, что мой портрет занесен на заводскую Аллею почета передовиков производства, задумался, все ли я делаю, что могу. И понял: каждый трудовой день стараюсь делать все, что в моих силах, на благо нашего предприятия.

Наталия ХЛЕБУС.
Фото автора.



Добавить комментарий