Александр Карпенко и его колесо фортуны

Тракторозаводцы

В этом закрытом, немногословном и стеснительном человеке с первого взгляда непросто увидеть музыканта, а ведь творчеству в своей жизни он отвел очень большую роль, как, впрочем, и любви к истории, науке, фантазиям и вере в мечту. Мастер цеха СИиТО Александр Карпенко — постоянный участник смотра-конкурса художественной самодеятельности среди работников «Пой, Беларус!» в номинации «Инструментальная музыка». Его рассказ о себе — история, местами даже невероятная, которой сегодня мы хотим поделиться с вами.

С раннего детства он был очень увлеченным человеком. Отец умел играть на всех струнных инструментах, и неудивительно, что Александра родители отдали в музыкальную школу по классу скрипки.

С четвертого по восьмой класс мальчик посещал архитектурно-художественную школу и настолько увлекся историей античности, поисками следов древних цивилизаций, что даже принимал участие в раскопках Пантикапея в Керчи. В семье также увлекались историей античности, сестра Александра даже изучала такой древний вид единоборств, как метание камней. Отец много рассказывал об истории Древней Греции, о великой богине Афине, и Александр решил во что бы то ни стало собственными глазами увидеть небожительницу, которую согласно легенде самые удачливые могут встретить на берегу Черного моря. Заработанные за полтора летних месяца на заводе 85 рублей (дело было в 1967 году) 14-летний мальчишка потратил… на железнодорожный билет до Одессы и на расходы в пути. Родителям о предстоящем путешествии подросток, конечно же, не сказал. А дальше события развивались, как в приключенческом фильме. Случайный попутчик в вагоне оказался начальником порта Одессы, который помог мальчишке взять палубное место на теплоход «Колхида», который должен был проследовать вдоль всего Черноморского побережья и по Азову. Тогда мальчишка в первый раз увидел большую воду. Штиль в Черном море сменился штормом в Азовском, невероятные пейзажи один лучше другого без конца возникали перед глазами. Следующей остановкой в этом авантюрном путешествии, утверждает Карпенко, было село Макеевка Донецкой области, куда он прибыл с еще одним попутчиком. Словом, возвращение беглеца-романтика в Беларусь состоялось через детскую комнату милиции уже на самолете. И хотя Афину он так и не увидел, мечты встретиться с богиней не утратил и сегодня…

Уже в старших классах ребята собирали собственные музыкальные коллективы, пытались что-то исполнять, в двух-трех таких группах играл и Карпенко. К слову, двор, в котором он рос, был очень творческим. Рядом жили такие музыканты, как Геннадий Стариков, Владимир Белаш, Леонид Лесневский. Глядя на них, создавать «свою музыку», конечно, хотелось и мальчишкам.

В одни из последующих летних каникул у него выдалась возможность поработать на танцплощадке в Ялте. Александр подыгрывал музыкантам на скрипке, а однажды, когда неизвестно куда подевались ноты, стал импровизировать, да так удачно, что решил развивать свои музыкальные способности именно в этом направлении. Стал сочинять стихи, писать к ним музыку. То, что получалось, записывал пальцовкой. Позже собрал ребят, с которыми образовалась новая группа. С одним из них — Александром Банионисом — они и сейчас работают в группе «Колесо фортуны». В это же время он стал заниматься музыкой с педагогом Александром Сильвановичем, который и посоветовал Карпенко попробовать сменить скрипку на гитару.

Учиться после школы он мечтал в архитектурном институте, но в итоге, как и отец, выбрал стезю металлурга. Говорит, что на Минский тракторный приходил два раза, но 15 лет назад вернулся сюда окончательно. Тогда же из газеты узнал о конкурсе художественной самодеятельности «Пой, Беларус!». Загорелся сразу, но в свои «после 50-ти» на то, чтобы вспомнить былые навыки, потребовалось время.

Сегодня Александр Дмитриевич уверен: чтобы достойно играть, нужно заниматься этим постоянно, часов по шесть в день. Еще через некоторое время Карпенко собрал своих друзей школьной поры — Александра Баниониса, Павла Якимука, позже к ним присоединился Сергей Михальчевский из 3-го механосборочного цеха. Они вместе играли, репетировали и так со временем создали группу «Колесо фортуны». С записью первой песни любителям помогли Дмитрий Данилин и студия «Бис». Сегодня в репертуаре «Колеса…» около 20 песен, а композицию «Ты была вчера», которую легко можно найти в Интернете, группа записывала в Москве. В исполнении Александра Карпенко, а потом и группы «Колесо фортуны» мы слышали в конкурсе авторские номера «Маэстро Паганини», «Самая красивая», «Я счастлив с тобой», «Королева юности», «Моя лучезарная», «Птица Феникс», импровизацию на тему произведений Гэри Мура.

Сегодня, по словам Александра Дмитриевича, коллектив имеет возможность собираться в нашем ДК, его иногда зовут на сборные концерты во Дворце, на выступления в ресторане «Колос», не так давно поступило предложение сыграть в посольстве Украины. Среди участников группы есть уроженец Боливии Умберто (несколько лет назад мы его видели на конкурсной сцене с пан-флейтой). А в нынешнем году у группы появилась вокалистка Есения. По словам Карпенко, в следующем году она намеревается принять участие в конкурсе молодых исполнителей на фестивале искусств «Славянский базар».

Сейчас коллектив работает над сценическими костюмами. Планируется, что все музыканты будут в майках с изображением монеты «Колесо фортуны» и одинаковых жилетках. О том, во что обходится коллективу заказ костюмов, покупка инструментов и оборудования, запись на студии, Александр Дмитриевич не распространяется, говорит, что все затраты музыканты несут сами.

Тексты песен «Колеса фортуны» максимально просты, и в этом, уверен Карпенко, их достоинство: «Порой достаточно нескольких незамысловатых слов, чтобы тронуть слушателя». На мой взгляд, творчество группы будет особенно понятно тем, кому нравится музыка 80-х. Поколение, чья юность пришлась на это время, обязательно оценит и посыл, и настроение, которые транслируют участники группы в своих лиричных, неспешных композициях. Сегодня у Александра Карпенко с собой всегда карандаш, чтобы записывать строки и мотивы, которые, как известно, приходят всегда неожиданно.

Создание любой композиции — процесс сложный и небыстрый, от идеи до конечного воплощения порой проходят дни, а то и месяцы. Словом, каждое произведение — готовое и четко исполненное — появляется в свой срок. Так же, как и любое растение на земле. Об этом Александр Карпенко тоже знает не понаслышке: он травник-самоучка с большим стажем. Интерес к растительному миру привила в свое время бабушка. Александра Захаровна жила в Закарпатье, была аптекарем и собрала уникальную библиотеку книг о целебных свойствах растений. Она прожила 117 лет, до последнего дня сохранив ясность ума и трезвую память. Часть бабушкиной библиотеки перешла к Александру Дмитриевичу. Сегодня на его участке растут самые разные травы, привезенные из Сибири и Закарпатья, в сезон он сам заготавливает более десяти видов растений. Поделиться знаниями о чудодейственных травах, ответственных за долголетие и вечную молодость, Александр Дмитриевич, как и ожидалось, отказался, зато отметил, что при правильном подходе природа открывает всем желающим свои секреты. Важно лишь знать, в какое время собрать травы, делать это с чистыми помыслами, в красивой одежде и с огромным уважением к природе. Ведь в каждом растении содержится порой более двух десятков микроэлементов. Настоящим кладезем здоровья Александр Дмитриевич считает правильно приготовленные иван-чай, душицу, чабрец, зверобой, листья шиповника, лесную землянику, чернику и бруснику. Уверен, что ничто не заживляет раны лучше листа сирени и ничто не справляется с ожогом лучше, чем лист грецкого ореха, который можно прикладывать к поврежденному месту поочередно с листом сирени.

Как видите, круг интересов Александра Карпенко очень широк. На мой вопрос, какое из всех увлечений ему ближе всего, ответ очевиден. Уже сейчас он думает о том, с каким номером будет выступать на очередном смотре-конкурсе «Пой, Беларус!» в феврале следующего года. Что же, пожелаем Александру Дмитриевичу успехов, а «Колесу фортуны» — творческого роста и новых интересных идей.

Анна КОРЯКОВА.
Фото из архива редакции.



Добавить комментарий