4 октября — день учителя. Смотреть вперед, чтобы не оказаться позади

Партизанский р-н

Споры о том, какой должна быть система образования в развитом обществе, не утихают с тех самых пор, как это самое общество почувствовало необходимость в системном обучении и воспитании подрастающего поколения. По моему мнению, качественное образование, в идеале, – это в первую очередь Личность, способная увлечь, заинтересовать и повести за собой ученика. Это энергия молодых, инициативных и целеустремленных, помноженная на опыт умеющих трудиться с максимальной отдачей педагогов со стажем.

Создать такие условия, при которых каждый из них сможет работать комфортно, спокойно, интересно и будет соблюден баланс между вложенным трудом и достойным вознаграждением за него – одна из самых непростых задач в современных условиях. Решение ее всегда было приоритетным для Белорусского профессионального союза работников образования и науки. О том, как и над чем работает сегодня Партизанская районная города Минска организация этого профсоюза, мы беседуем с ее председателем Еленой Романовой.

Досье:

РОМАНОВА Елена Геннадьевна. Закончила Белорусский государственный педагогический университет по специальностям «учитель истории и обществоведения» и «воспитатель-методист дошкольного учреждения». Работала старшей пионервожатой в школе. С августа 2000 по октябрь 2009 года заведовала ГУО «Ясли-сад № 543» Партизанского района столицы. С 21 октября 2009 года – председатель Партизанской районной города Минска организации Белорусского профессионального союза работников образования и науки. 22 октября 2014 года  на районной отчетно-выборной конференции избрана председателем на второй срок.

— Елена Геннадьевна, какова численность вашей организации?
— Сегодня Партизанская районная организация — 41 учреждение, обеспечивающее получение дошкольного, общего среднего, специального и дополнительного образования, а также управление образования, спорта и туризма районной администрации, то есть 42 первичные организации. В системе трудятся 2499 человек (из них молодежь в возрасте до 31 года — 546). На профсоюзном учете состоит 294 ветерана педагогического труда, которые находятся на заслуженном отдыхе. Членами отраслевого профсоюза являются 2474 сотрудника учреждений образования района, или около 99 процентов от общей численности. В ря-де учреждений, таких, как 5-я и 7-я гимназии, средние школы №№ 10, 22, 69, 72, 86, 108, 133, в Центре дополнительного образования детей и молодежи «Виктория» и некоторых других в профессиональном союзе состоят все сто процентов сотрудников.

— Работу районного профсоюза вы возглавляете уже почти шесть лет. Анализируя эти годы, что вы можете назвать своей главной профессиональной победой?
— Когда я начинала свою деятельность как председатель районного комитета профсоюза, в нашей отрасли продолжалась работа по переводу сотрудников на контрактную форму найма. Как известно, наиболее эффективной эта система будет тогда, когда соблюдаются два важных условия: повышения тарифной ставки и наличие дополнительных дней к отпуску. Мы тогда проанализировали данные общественных комиссий по контролю за соблюдением законодательства, и стало ясно, что не на всех работников нашей сферы распространялись условия, при которых возможен переход на контрактную форму найма. Не всем категориям работников предоставлялись оплачиваемые дополнительные дни к отпуску, предусмотренные Декретом Президента Республики Беларусь № 29.

Сегодня эта норма распространяется абсолютно на все категории работающих в районе. Кроме того, сейчас по условиям контракта по усмотрению руководителя есть возможность повышения тарифной ставки работникам до 50 процентов, при том, что с 2014 года для педагогических работников в целом по городу этот показатель не превышает 30 процентов.

Так, в минувшем учебном году с работниками в районе было заключено 2185 контрактов, то есть на контрактную систему перешли 90 процентов наших сотрудников. На один год такой договор заключили чуть более 29 процентов сотрудников сферы образования в районе, на два года — 15,6 процента, сроком на три и пять лет контракт подписали примерно по 27 процентов наших коллег. К слову, с 2009 года число заключенных контрактов на максимальный, пятилетний, срок увеличилось с 393 до 607.

— Вопрос заработной платы — один из самых острых в системе образования…
— Безусловно. Скажу, что на протяжении последних шестнадцати лет столичные власти производят ежемесячные выплаты минским учителям. Были сохранены, а с января 2014 года и увеличены ежемесячные доплаты к тарифным ставкам педагогических работников до 520 тысяч рублей.

Также за последние два года в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» руководители учреждений получили повышение тарифных ставок, как мы уже говорили, до 50 процентов, а это позволило на местах повысить тарифные ставки отдельным категориям работников в пределах фонда заработной платы учреждения образования. То есть по усмотрению руководителя дифференцированное повышение тарифной ставки от 25 до 50 процентов коснулось поваров, кухонных рабочих, учителей начальных классов, библиотекарей, воспитателей групп продленного дня и других работников.

Согласно Постановлению Сов-мина нашей страны от 23.08.2014 года № 818, были установлены надбавки к зарплате: 30 процентов — за вторую, 55 — за первую, 90 — за высшую квалификационные категории и 120 процентов за категорию «учитель-методист». Кстати, за прошедший год 19 педработников подтвердили высшую квалификационную категорию, два специалиста в районе стали учителями-методистами.

— Для многих работников системы образования, как и для других представителей бюджетной сферы, открытым остается вопрос улучшения жилищных условий…
— По данным на 1 июля 2015 года на учете по улучшению жилищных условий в районе состояли 286 работников образования. 100 из них живут в общежитиях, 79 арендуют жилье вместе с родственниками. В 2011 году было сдано в эксплуатацию общежитие по улице Гинтовта на 200 человек для медицинских и педагогических работников. В том же году места в нем предоставили 12 нашим молодым педагогам.

В 2013-м туда заселились еще 6, в 2014-м — 3, а в нынешнем году пока только 2 человека.

В 2010 году последние «бесплатные» квартиры были предоставлены нашим работникам в новом доме по адресу улица Бумажкова, 37а, еще три квартиры выделили для них в микрорайоне «Каменная Горка-2» в 2013 году. С тех пор нового жилья нам не предоставлялось, так что о решении этой проблемы говорить пока не приходится.

Хочу отметить, что действующая система коллективно-договорных отношений в учреждениях образования позволяет сегодня из фонда нанимателя оказывать материальную помощь на подобные нужды. Так, в гимназии № 7 снимающим жилье вы-плачивается до 20-ти, арендующим — 10 базовых величин один раз в год. В 69-й школе раз в год платят до пяти базовых и столько же при устройстве на работу молодого специалиста. В 223-й школе, например, молодой специалист, а также сотрудник, арендующий жилье, могут рассчитывать на 5 базовых величин раз в год.

— Молодые специалисты — будущее системы образования. Сколько из них остается работать по окончании срока распределения?
— Скажем так, меньше, чем хотелось бы. Если в 2010-м к нам пришли 33 молодых специалиста, то остались работать в системе 13. Из 32-х выпускников педвузов 2012 года ушли 22. Из пришедших к нам в 2013 году 44-х молодых специалистов осталась работать половина — 21 человек. В минувшем учебном году мы приняли на работу 44 человека и еще 48 пришли к нам в сентябре нынешнего года.

— Что вы реально делаете, чтобы удержать их на этих рабочих местах?
— Что касается финансовой стороны вопроса, то с нынешнего года установлены ежемесячные доплаты для выпускников вузов, работающих по распределению. Город ежемесячно платит молодым специалистам одну базовую, и у нас в районе принято решение о поддержке специалистов, потерявших статус молодого: до двух лет после окончания срока распределения они получают еще до двух базовых величин. Существуют и другие виды доплат.

Кроме того, для победителей и призеров городского этапа конкурса профмастерства предусмотрены ежемесячные вознаграждения в размере одной базовой величины или единовременная выплата до 12 базовых величин.

Однако вопрос материального стимулирования, при всей его важности, далеко не единственный, с которым сталкивается выпускник вуза на своем рабочем месте. Адаптации в новом коллективе, создание эмоционально благоприятной атмосферы, готовность более опытных коллег помочь в работе — то, без чего нельзя рассчитывать на желание человека закрепиться на этом рабочем месте и продолжить сотрудничество спустя два года.

Специально в помощь молодым учителям в районе создано методическое объединение. Создан совет молодых педагогов столицы, в который входит и представитель Партизанского района Светлана Бунчук. Существуют районные фестивали открытых уроков молодых учителей «Активные формы организации деятельности на уроке», номинация «Мы — молодые» в конкурсе профмастерства «Столичный учитель — столичному образованию». Последние позволяют стимулировать развитие идей, искать новые интересные формы работы с детьми. И должна сказать, что каждый проект, подготовленный нашими молодыми коллегами, — это всегда талантливо свежо, необычно, перспективно!

Традиционными стали районные встречи с юными педагогами накануне учебного года «Молодой учитель. Начало пути» и городское мероприятие «Легко ли быть молодым». Мы всегда стараемся тепло встретить своих новых коллег, готовим для них небольшие подарки. Считаю, что очень важно показать, насколько интересной и разнообразной может быть их профессия, насколько увлекательным совместный досуг. В прошлом году, например, состоялся III Минский молодежный фестиваль педагогических идей и решений. Девять команд из Минска, Брестской, Гомельской и Витебской областей, педагоги из Москвы и Москов-ской области обменивались опытом, участвовали в различных мастер-классах, смотрели выступление команд клуба педагогов Минска «Большая перемена». Наши педагоги принимали участие во Втором туристическом слете профсоюзов в оздоровительном комплексе «Высокий берег», XXV туристских соревнованиях педработников. Они также становились соискателями приза в вокальном конкурсе «Новые имена Беларуси», первом городском соревновании по пейнтболу среди молодых педагогов столицы. К слову, команда Партизанского района стала в нем второй. Молодые педагоги участвовали в культурно-образовательном автопробеге Москва — Минск и Минск — Москва, посвященный 70-летию Победы «Единством мы сильны».

В апреле этого года мы организовали для молодых специалистов поездку в Брест, в ходе которой минские учителя смогли пообщаться с брестскими коллегами. Программа получилась настолько интересной, насыщенной и полезной, что сейчас мы готовим встречу брестчан в белорусской столице. Словом, возможности проявить самые разные стороны своей профессиональной и человеческой индивидуальностей есть, главное — желание работать и совершенствоваться в своих навыках. А результаты — обязательно будут. Яркое свидетельство тому — премия «Триумф», учрежденная несколько лет назад и отмечающая достижения педагогов района по самым разным критериям. Вручение этой награды традиционно проходит в канун Дня учителя — главного профессионального праздника всех работников сферы образования. Наш разговор происходит накануне, и поэтому я с большим удовольствием и чувством глубокого уважения хочу обратиться ко всем своим коллегам, всем тем, кто работает в школах, гимназиях, дошкольных учреждениях, центрах дополнительного образования с нашими детьми и поблагодарить за их нелегкий, но такой необходимый труд! Я желаю им больших успехов и отдачи в работе, взаимопонимания с учениками и коллегами, творческих идей и их воплощения в реальность. В нашем районе трудится много по-настоящему талантливых людей, пускай их усилия будут по достоинству оценены учениками, пускай это будет выражено большим количеством наград на олимпиадах и конкурсах, большим количеством дипломов и медалей и, конечно же, достойным материальным вознаграждением. Пускай у каждого из вас будет повод гордиться своим ремеслом, результатами профессиональной деятельности, успехами своих подопечных!

Беседовала Анна КОРЯКОВА.
Фото из архива
Елены РОМАНОВОЙ.

 



Добавить комментарий