1972 год: неполная победа производственной интеграции

Новости

Исполнилось 40 лет с момента образования на базе МТЗ производственного тракторостроительного объединения

Александр НЕСТЕРОВ
Фото автора и из архива

Сегодня фраза «Производственное объединение «Минский тракторный завод» звучит как нечто само собой разумеющееся. Однако еще четыре с небольшим десятилетия назад о тесном союзе ряда родственных предприятий мало кто слышал.

Но объединяться было надо — ради наращивания темпов производства продукции, устранения ненужных бюрократических барьеров, координации общих усилий.

В апреле 2012 года исполняется 40 лет с момента образования ПО «МТЗ», и «Беларус-МТЗ-обозрение» в своей рубрике «Архивъ» вспоминает, как это было.

Планы были грандиозными

SDC18463
В 1972 году Минский тракторный завод отгружал свою продукцию в пятнадцать союзных республик СССР, а также в 57 стран мира.

К началу 1970-х Минский тракторный завод подошел на подъеме. За восьмую пятилетку (1965—1970 гг.) предприятие выпустило на 119000 тракторов больше, чем за предшествовавшие пять лет. Рост составил 44,4 процента. Вдвое повысилась надежность машин. Государственный комитет стандартов Совета Министров СССР присвоил четырем модификациям тракторов «Беларус» Знак качества. В течение следующих пяти лет коллективу МТЗ предстояло без остановки производства перейти на выпуск тракторов МТЗ-80/82, чтобы в 1975-м дать стране 85000 машин. На заводском знамени красовались две престижных государственных награды — орден Ленина и орден Октябрьской Революции. 21 августа 1971 года с конвейера сошел 900-тысячный «Беларус».

Но в то же время стране нужно было еще больше тракторов. В выпуске «Беларусов» на территории республики в то время участвовало семь машиностроительных предприятий, три из них — непосредственно в Минске. Остальные четыре были разбросаны по всей Беларуси: завод гидроаппаратуры — в Борисове, завод тракторных запчастей — в Витебске, завод пусковых двигателей — в Гомеле, завод тракторных деталей — в Бобруйске.

«Вопрос о создании Белорусского тракторостроительного объединения возник у меня как директора завода, моих ближайших соратников, руководителей не случайно, — вспоминал позже Николай Слюньков, в начале 1970-х — директор МТЗ. — Он изучался в технических отделах завода, экономистами.

Шли консультации с директорами смежных заводов. Вместе с главным инженером П. И. Бойковым я выезжал для обсуждения наших предложений к руководству Грузии, Молдавии. Возможные варианты обсуждали в партийных и хозяйственных органах Белоруссии».

Почему потребовалось обсуждение с руководителями других республик СССР? Дело в том, что на тот момент рассматривалось два варианта создания объединения. Первый — в пределах БССР, второй — с привлечением большой группы заводов отрасли. Причем второй вариант, по мнению руководства МТЗ, в период реконструкции минского предприятия и перехода на выпуск МТЗ-80 давал возможность значительно сократить сроки постановки новых машин на производство. Кроме того, за счет унификации конструкций узлов и деталей, рационального использования производственных площадей и внедрения передовых технологий имелась возможность поставить на конвейер также трактор МТЗ-142, уже разработанный в отделе главного конструктора Минского тракторного и проходивший в то время государственные испытания.

Что напугало союзных чиновников?

minsk79_09Оба варианта объединения предприятий рассматривались и анализировались на самых разных уровнях. По мнению директора МТЗ, более предпочтительным был второй. Он объединял близкие по классу машины от разных производителей. Скажем, все три гусеничные модели тракторов, производившиеся в Молдавии, были разработаны специалистами Кишиневского и Минского тракторных заводов. Многие узлы для МТЗ-50 поступали в нашу республику по кооперации. Однако у молдаван возможности для быстрого внедрения новых разработок были слишком скромными, оборудование — во многом устаревшим, объем выпуска техники — скромным. Аналогичная ситуация была и на ряде других родственных предприятий СССР. Поэтому предлагалось объединить усилия МТЗ — как головного завода, Витебского завода тракторных запчастей, Бобруйского завода тракторных деталей и агрегатов, Минского моторного, Липецкого и Кишиневского тракторных, Гомельского завода пусковых двигателей, Харьковского завода самоходных шасси и Кутаисского завода садово-огородных тракторов.

Были сделаны расчеты, обоснования. Затем бумаги легли на стол руководителей Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР.

«Реакция оказалась отрицательной, — вспоминал Николай Слюньков. — Сработал не только укоренившийся в стиле работы консерватизм, но и то, что глубина и масштаб предложений оказались неожиданными, они разрушали сложившуюся структуру управления в министерстве, что требовало наделения объединения большими правами и полномочиями, повышало его роль и самостоятельность. А это как раз не входило в планы министерства, так как заставляло пересматривать количество главков в сторону их сокращения, сокращения части их функций».

С небес на землю

В дело включилась бюрократическая машина. В Минск была направлена комиссия из союзного министерства. Она убедилась, что территориально-отраслевое объединение на базе нескольких заводов имеет право на жизнь, а подчинение при этом предприятий четырем разным главкам нецелесообразно. В пояснительной записке, составленной позже членами комиссии, говорилось о том, что единая фирма позволить централизовать многие участки производства и звенья управления, а наиболее квалифицированные кадры смогут заняться решением важнейших технических проблем. Предлагавшаяся реорганизация сулила уже на первом этапе несколько миллионов рублей дополнительной прибыли в год. Огромная сумма на то время. В Москве прочитали выводы комиссии и… ответили отказом!

«Будучи уверенным в объективности своих предложений, руководство завода решило обратиться за помощью к руководителям Белорусской, Молдавской и Грузинской СССР, — вновь цитируем мы воспоминания Николая Слюнькова. — С выездом на места мы доложили первым секретарям ЦК, председателям Сов-минов этих республик предложения с расчетами и обоснованиями. […] За подписью трех первых секретарей ЦК, представителей Совминов республик ушло письмо в ЦК КПСС и Совмин СССР, в котором была выражена поддержка трех республик и просьба поручить Минсельхозмашу положительно отнестись и принять решение».

И решение было принято. Но не то, которое ожидало руководство Минского тракторного. На свет появился документ, который мы сегодня процитируем почти полностью.

«ПРИКАЗ министра тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР № 110    11 апреля 1972 года

Об организации в Минске Минского производственного тракторостроительного объединения

В целях повышения эффективности производства путем его дальнейшей концентрации и углубления специализации, а также учитывая сложившиеся производственно-технические и хозяйственные связи,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Организовать в г. Минске производственное тракторостроительное объединение с включением в его состав следующих предприятий:

Минского тракторного завода с филиалом в г. Витебске — головное предприятие;

Бобруйского завода тракторных деталей и агрегатов «Бобруйсктрактородеталь»;

Минского завода специального инструмента и технологической оснастки.

Организацию Минского производственного тракторостроительного объединения произвести в пределах утвержденных на 1972 год планов по производству, реализации продукции, фондов заработной платы, финансовых и других показателей и ассигнований на содержание аппарата управления предприятий, включенных в состав Объединения.

Подчинить Минское производственное тракторостроительное объединение Главному управлению тракторной промышленности.

2. Установить, что:

— управление Минским производственным тракторостроительным объединением осуществляется аппаратом управления головного предприятия — Минского тракторного завода, директор которого одновременно является Генеральным директором Объединения;

— в 1972 году Минское производственное тракторостроительное объединение в соответствии с п. 10 Положения о социалистическом производственном государственном предприятии по отношению к подчиненным ему самостоятельным хозрасчетным предприятиям действует как орган хозяйственного самоуправления;

— с 1 января 1973 года предприятия, входящие в состав объединения, преобразуются в заводы-филиалы, не пользующиеся правами, предусмотренными Положением о социалистическом производственном государственном предприятии, и действующие на основе внутреннего хозяйственного расчета в соответствии с Положением, утвержденным Генеральным директором Объединения, а Минское производственное тракторостроительное объединение действует как единое самостоятельное государственное социалистическое производственное предприятие с сохранением за ним наименования головного предприятия «Минский тракторный завод», а также знака и фабричной марки этого завода.

3. Назначить Генеральным директором Минского производственного тракторостроительного объединения т. Слюнь-кова Николая Никитовича.

4. Генеральному директору Минского производственного тракторостроительного объединения т. Слюнькову разработать и представить на утверждение устав и положение о Совете Объединения.

[…]

Министр И. СИНИЦЫН».

806920Как видим, объединение предприятий произошло по первому варианту. Как вспоминал впоследствии Николай Слюньков, руководство МТЗ попыталось поначалу бойкотировать данное решение. В Москву было направлено множество возражений. Но в союзном министерстве остались глухи к этим посланиям. В результате директор Минского тракторного был вынужден издать приказ № 189 от 11 мая 1972 года — через месяц после появления документа из Москвы! — где процитировал текст приказа главы Минсельхозмаша СССР № 110. А «от себя» добавил скупо и лаконично.

«ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Настоящий приказ довести до сведения всех руководящих работников Минского тракторного завода и заводов-филиалов».

Революционные преобразования, которые вот-вот могли стать реальностью, закончились, по мнению руководства МТЗ, полумерами. О «журавле в небе» пришлось забыть и начинать работать с «синицей в руке», то есть в том производственно-правовом коридоре, который оставило для Минска союзное министерство.

Итак, в состав ПО «МТЗ» образца 1972 года вошли четыре предприятия: головное — Минский тракторный завод, и его филиалы — Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов, Витебский завод тракторных запасных частей и Минский завод специального инструмента и технологической оснастки. Что представляли собой в то время производства, ставшие членами большой тракторостроительной «семьи»?

Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов

1970-е являются для этого предприятия поворотным моментом в развитии. 27 февраля 1970-го в соответствии с приказом министра тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР № 39 прежнее наименование — Бобруйский завод автотракторных деталей — сменилось современным. Коллектив БЗТДиА состоял из 930 человек. Производственный сектор включал в себя несколько подразделений — механические участки      № 1, 2 и 3, термический, автоматный и строительный участки и блок по производству цилиндров. Руководил предприятием Николай Юдин.

Еще в конце 1960-х на заводе был введен в строй новый корпус, благодаря чему значительно вырос производственный потенциал предприятия. Этому же содействовал ввод в строй новейшего на то время технологического оборудования.

«Наш завод представляет собой предприятие с производственным циклом изготовления деталей и узлов к тракторам, в основном для машин МТЗ, — писал в 1972 году в газете «Трактор» руководитель БЗТДиА Николай Юдин. — Мы также поставляем минчанам запчасти для комплектации тракторов. Завод изготавливает 70 наименований деталей и узлов, в том числе такие, как полугусеничный ход, блок цилиндров, торсионное сиденье, разрывная муфта и многие другие наименования. Часть продукции завода идет на экспорт, поставляется в самые различные уголки нашей великой Родины.

Согласно проекту реконструкции, которая предусмотрена в этой пятилетке, производственная площадь предприятия составит более 30 тыс. кв. метров, а выпуск продукции, в денежном выражении, достигнет 27 млн. рублей в год. Завод будет в основном специализироваться на выпуске торсионных сидений и узлов для тракторов МТЗ-80/82».

Надо сказать, что ожидания руководителя БЗТДиА в будущем оправдались. В 1970-е годы завод продолжал наращивать мощности, осваивать новые технологические процессы. Плановые показатели по основным видам продукции на протяжении 1977—1985 годов выполнялись в среднем на 101—102 процента. Рост численности рабочих с 903 в 1973-м до 1840 в 1990-м убедительно говорит о расширении производства.

Витебский завод тракторных запасных частей

SDC18466
Лауреат Государственной премии СССР 1971 года за создание и освоение серийного производства унифицированных колесных, полугусеничных и гусеничных тракторов на основе базовой модели МТЗ-50, слесарь лекального отделения завода СИиТО Андрей Кузнецов.

Филиалом Минского тракторного завода ВЗТЗЧ — пред-приятие, начинавшее свой трудовой путь со статуса авторемонтных мастерских, — стало еще в 1961 году.         А в 1962-м директором завода был назначен Михаил Казаков, занимавший этот пост до ноября 1986-го. За этот период ВЗТЗЧ прошел большой путь становления и развития. Так, в 1964-м было освоено производство деталей и узлов к тракторам МТЗ-50 и МТЗ-52. А в 1974-м предприятие начало поставлять продукцию для обеспечения главного конвейера МТЗ, параллельно продолжая производство запчастей для отечественных потребителей и на экспорт. Был освоен серийный выпуск деталей к тракторам МТЗ-80 и МТЗ-82. Во второй половине 1970-х встал вопрос о реконструкции. На старых площадях было начато строительство нового производственного корпуса площадью 8614 квадратных метров, но работы по возведению данного объекта датируются уже первой половиной 1980-х.

«Наш Витебский завод тракторных запасных частей, как и коллектив головного предприятия МТЗ, успешно выполнил соцобязательства первого года пятилетки (пятилетка продолжалась с 1971 по 1975 год. — Прим. авт.), — писал в год образования ПО «МТЗ» корреспондент газеты «Трактор». — Реализация продукции составила 110,7 процента, производительность труда — 105,2. Проведена большая работа по освоению и организации производства к выпуску новых узлов и запасных частей. Внедрение мероприятий по НТО позволило получить в прошедшем году экономический эффект в сумме 9,8 тыс. рублей […] План восьми месяцев 1972 года по реализации продукции выполнен на 107,5 процента, по производительности труда на 104,4 процента».

Минский завод специнструмента и техоснастки

Минский завод СИиТО «вырос» из инструментального цеха МТЗ. В конце 1955 года на базе инструментально-производственного отдела и подразделений инструментального цеха был создан единый инструментально-штамповый корпус. А 18 февраля 1967-го вышел приказ министра тракторного машиностроения СССР «Об организации в системе министерства хозрасчетных заводов-филиалов по изготовлению специального инструмента и технологической оснастки», в соответствии с которым ИШК де-юре обрел статус самостоятельного предприятия. В 1972 году, когда было образовано ПО «МТЗ», заводом специнструмента и техоснастки руководил Евгений Левин. Под его руководством была, в частности, проделана большая работа по внедрению станков с ЧПУ. Первое оборудование прибыло из Чехословакии.

«Коллектив нашего завода успешно завершил первый год новой пятилетки, — приводит в начале 1972-го слова фрезеровщика цеха штампов, члена партбюро МЗ СИиТО        П. Белого газета «Трак-тор». — Установленный план реализации продукции выполнен на 101 процент. Реализовано сверхплановой продукции на сумму 87 тысяч рублей, что на 5,6 процента больше, чем в 1970 году. […] В этом пятилетии завод должен увеличить выпуск продукции более чем на 40 процентов. Особенно возрастает выпуск холодных штампов и пресс-форм. Так, к концу пятилетки производство их должно увеличиться в 2,5 раза. Заметное увеличение намечено и по другим видам продукции».

«Все виды выпускаемой продукции, за исключением мерительного инструмента, стали рентабельными, — писал в начале 1972-го директор завода  СИиТО Евгений Левин. — Особенно рентабельны приспособления и холодные штампы. Достигнутое снижение издержек производства и перевыполнение плана реализации продукции обеспечило получение сверхплановой прибыли 61 тыс. рублей. […] Большие надежды мы возлагаем на планы технического перевооружения и комплекс организационно-технических мероприятий, которые помогут расширить узкие места в нашей работе».

Горькое послевкусие

Как видим, предприятия, вошедшие в состав ПО «Минский тракторный завод», были готовы к этому. А вот надежды других потенциальных «членов семьи» МТЗ, увы, не оправдались. Директор Гомельского завода пусковых двигателей И. Семак, к примеру, говорил: «Да, должны быть в одном объединении с МТЗ и со всеми предприятиями, работающими на белорусский трактор. Хотя нас «не взяли» в фирму, однако отношения с тракторным у нас, как и прежде, тесные, объем кооперированных поставок все время увеличивается. Зачем же нас отрывать друг от друга?» С коллегой был согласен и директор Борисовского завода гидроаппаратуры З. Гдалевич: «Почти всю свою продукцию отдаем Минскому моторному. Он же, в свою очередь, делает моторы для МТЗ. Так что, выходит, и мы работаем на него. Что же касается кооперации, то здесь очень зависим от МТЗ: он дает нам литье, его минский филиал — инструмент. Словом, очень крепко связан наш завод с тракторным. Жить и работать нам только вместе».

С руководителями предприятий, так и не вошедших в состав ПО «МТЗ», был по-своему солидарен и директор Минского тракторного Николай Слюньков: «Завод начал подготовку производства нового трактора МТЗ-80 в 1969 году, оставшись один на один со своими проблемами, без помощи министерства, а зачастую и с создаваемыми помехами. Силами одного завода и его ответственного, квалифицированного коллектива была проведена реконструкция, полное техническое перевооружение и переход к производству МТЗ-80 в 1974 году. Прими министерство правильное решение, предложенное заводом, сроки выпуска нового трактора были бы значительно сокращены. Отпала всякая возможность поставить на производство и МТЗ-142».

Тем не менее, в планах на 1973 год у Минского тракторного значилось освоение первых промышленных серий новых видов продукции. И на первом месте в списке стоял «Трактор МТЗ-80 колесный универсально-пропашной, класса 1,4 т тяги с четырехцилиндровым двигателем водяного охлаждения мощностью 75—80 л. с.». Забегая вперед, упомянем, что с заданием предприятие с честью справилось.

***

Сегодня можно сказать, что производственное объединение «Минский тракторный завод» за 40 лет своего существования выдержало проверку временем. А в том, что в состав ПО в начале 1970-х так и не вошли молдавские и грузинские предприятия, может быть, есть и положительный момент. Но это известно с высоты сегодняшнего дня, когда прекрасно знаем, что в 1991 году Советский Союз распался, а тесные связи с родственными заводами в других республиках СССР были либо утрачены, либо по многим позициям сошли на нет…

Редакция выражает признательность заведующей объединенным архивом РУП «МТЗ» Анжелике Чернявской за помощь в подготовке публикации.



Добавить комментарий