О том, как строют 3 линию минского метро

Социум Тема дня

К метрополитену у белорусов в целом и у минчан в частности отношение особое. С 1970-х, когда только развернулось строительство первого участка метрополитена в Минске, неравнодушные жители республики внимательно следят за развитием этого удобного и скоростного вида городского общественного транспорта. В прошлом году в истории столичной подземки началась новая глава: развернулось строительство третьей линии. Как идут работы? Когда первые поезда пойдут от Юбилейной площади до улицы Жуковского? Будет ли развиваться минское метро дальше? На эти и другие вопросы на днях ответил начальник УП «Дирекция по строительству Минского метрополитена» Павел ЦАРУН.

Сроки сдачи вновь перенесены

Третья линия минской подземки в перспективе должна иметь протяженность 17,2 километра с 14 станциями, она свяжет микрорайон Зеленый Луг через центр города с микрорайоном Курасовщина. Участок, который планируется ввести в строй первым, будет включать четыре станции — «Вокзальная», «Площадь Франтишка Богушевича», «Юбилейная площадь» и «Ковальская Слобода». Две из них пересадочные: станция «Юбилейная площадь» со станцией «Фрунзенская» (вторая линия) и станция «Вокзальная» со станцией «Площадь Ленина» (первая линия). Это создаст треугольник пересадок, что позволит разгрузить пересадочный узел «Октябрьская» — «Купаловская». Станции «Аэродромная», «Неморшанский сад» и «Слуцкий Гостинец», а также депо планируется построить к 2020 году. Подготовительные работы по строительству третьей линии были начаты во второй половине 2013 года.

— Основной фронт работ в настоящее время разворачивается на строительстве станций «Ковальская Слобода» в районе пересечения улиц Жуковского и Воронянского и «Вокзальная» в районе пересечения улиц Дружной и Вокзальной, — говорит Павел Царун. — Затем дело дойдет до «Юбилейной площади», а в последнюю очередь — до станции «Площадь Богушевича». На разных этапах строительства метро задействовано от 100 до 2000 человек. Сегодня на работах по сооружению подземки, в том числе по перекладке инженерных коммуникаций, заняты более 300 человек.

Со сроками ввода этих четырех станций пока ситуация грустная. Ранее чиновники утверждали, что первый участок третьей линии откроют в конце 2017 года. Потом — что в 2017—2018 годах. И вот — новая предполагаемая дата.

— С учетом нынешних объемов финансирования первый участок третьей линии может быть сдан в 2018—2019 годах, — говорит Павел Царун. — А в 2015 году на строительство предполагается направить более 980 миллиардов рублей. Из них 500 миллиардов — это кредитные ресурсы, а 481миллиард — из бюджета города Минска.

Первый пусковой комплекс первого участка будет состоять из четырех станций, инженерного корпуса и здания для обслуживающего персонала. Общая длина составит 4,3 километра, эксплуатационная — 3,3 километра. В целом на первом участке будет семь станций и депо.

Снос здания сопровождается судебными тяжбами

Для строительства первого участка третьей линии необходимо снести около 140 зданий и сооружений, в том числе 38 жилых домов. Работа идет полным ходом, но процесс сдерживается в том числе и не по вине строителей.

— Работа находится на завершающем этапе, — утверждает Павел Царун. — Некоторые собственники сносимых домов изъявили желание получить денежную компенсацию, другие — жилье. Кто-то хочет переехать в микрорайон Каменная Горка, кто-то — стать жителем Октябрьского, Московского, Центрального районов. Иногда людей не устраивает ни один из предложенных вариантов, и тогда вопрос решается через суд. Некоторые судебные тяжбы длятся не один год, что сдерживает темпы строительства.

В настоящее время на стройплощадке станции «Ковальская Слобода» выполнены земляные работы, возведены монолитные и железобетонные конструкции, забито практически 90 процентов конструкций крепления котлована, поэтапно проводится перекладка инженерных сетей. На месте «Вокзальной» возводят монтажно-щитовую камеру и пешеходные тоннели, которые свяжут станции метро «Вокзальная» и «Площадь Ленина». На участке выполнена перекладка инженерных сетей, забиты сваи, вырыт котлован. На территории необходимо снести три жилых дома, еще три здания нужно ликвидировать на переулке Северный.

Работы под землей «аукнутся» на поверхности

Минчане уже ощутили перемены в движении общественного транспорта в связи со строительством третьей линии подземки.  С 1 февраля закрыто движение трамваев в направлении площади Мясникова.

— Трамвайное кольцо закрыли, так как нам необходимо переложить инженерные сети, тепломагистраль и другие коммуникации, — поясняет Павел Царун. — В июне движение рельсового транспорта восстановят, но повторно закроют к концу лета, так как рядом будет вестись строительство двух тоннелей. Скорее всего, для движения будет закрыт и участок улицы Воронянского.

Стоит напомнить, что в свое время для прокладки коммуникаций была закрыта и улица Жуковского. Учитывая, что к возведению будущих станций «Площадь Франтишка Богушевича» и «Юбилейная площадь» по-настоящему еще не приступали, изменения в маршрутной сети в будущем предстоят немалые. Но о них мы узнаем позже.

Экономия со смыслом

В отличие от первых станций Минского метрополитена, введенных в эксплуатацию в 1984–1990 годах, последующие отличаются более экономным оформлением. Мрамор и гранит в отделке уступили место пластику. Будут ли проектировщики или строители экономить на отделке и дальше?

— Подвесные потолки — это один из традиционных элементов строительства станционных комплексов, — говорит Павел Царун. — Между прочим, я не знаю, чтобы на первых станциях потолки отделывали камнем: там идет только штукатурка и побелка. Требования ко всем поверхностям «гостов-ские», и для придания станции облика, предусмотренного архитектурным проектом, применяются различные технические решения, в том числе и с использованием подвесных потолков.

По словам специалиста, последние тенденции при возведении станций белорусской подземки — максимальный уход от «мокрых» процессов (процессы, связанные с использованием кладочных и штукатурных растворов. — Прим. авт.). При строительстве третьей линии планируется применять современные материалы и технологии и при подсветке станций. В частности, светодиодное освещение.

— Третья линия метро планируется очень современной, — уверяет Павел Царун. — Там, в частности, предусмотрено автоматизированное движение поездов. Машинист будет выполнять в основном функции контроля. Во избежание попадания граждан и предметов на рельсы предусмотрен так называемый «экран» — преграда по краям платформы. Кроме того, станции оборудуют лифтами для людей с ограниченными возможностями. Лифты будут вертикальными, белорусского производства. На пересадочном узле между станциями «Вокзальная» и «Площадь Ленина» — там расстояние более 200 метров — появятся траволаторы, горизонтальные ленты для перемещения пассажиров.

На станции «Вокзальная» третьей линии, по словам Павла Царуна, вестибюль будет наземный.

— Это будет первая такая станция в Минске, — отмечает специалист. — Мы подняли ее, примерно как в Москве, где наземные вестибюли не редкость. Но будут и глубокие станции с эскалаторами.

С четвертой линией пока полная неясность

В 2015 году не планируется начинать проектирование четвертой линии минского метро. Более того, трасса этой линии, которую планировалось проложить из Чижовки в Веснянку через Серебрянку, тракторный завод, Академию наук и площадь Бангалор, еще может претерпеть изменения.

— В настоящее время ведется корректировка генплана Минска, — напоминает Павел Царун. — После его переутверждения будет разработана новая комплексная транспортная схема города. Ранее утвержденный генплан столицы предусматривал строительство четвертой линии метрополитена общей протяженностью около 19 километров с 12 станциями. Что касается предпроектных и проектно-изыскательских работ, то в этом году такая работа по четвертой линии метро пока не запланирована.

Он также отметил, что пока не планируется и строительство наземных станций метро.

— У нас есть участки, где уровень грунтовых вод довольно высокий, — говорит специалист. — Но мы применяем передовые технологии, которые позволяют нам на период строительства его понизить. После завершения строительства уровень грунтовых вод восстанавливается.

А пока метростроевцы готовятся к знакомству с высокопроизводительным механизированным проходческим щитом, который будет использоваться во время работ на третьей линии. Щит производства французской компании «CSM Bessac» позволяет прокладывать тоннели в 2,5 раза быстрее, чем по нынешним технологиям.

— Весной прошлого года был подписан контракт между генподрядчиком и французской компанией, — отмечает Павел Царун. — Перечислена определенная сумма средств для начала выпуска щитового комплекса. Поставка комплекса намечена на август 2015 года.

Наша справка
* Средняя пропускная способность Минского метрополитена в 2014 году увеличилась до 1194 поездов в сутки (для сравнения — 1126 поездов в сутки в 2013 году).
* Инвентарный парк вагонов составил 361 единицу, средний возраст подвижного состава 14,6 года при нормативном сроке службы 30 лет. Почти половину парка (46 процентов) составляют вагоны, эксплуатирующиеся не более 10 лет.
* В прошлом году было закуплено 25 новых вагонов и сформировано пять составов для первой линии, что позволило увеличить пропускную способность обеих линий.
* Пик пассажирских перевозок в Минском метрополитене в течение года пришелся на апрель и ноябрь, самый заметный спад — в июле.
* Жетонами в 2014 году оплатили проезд 31,4 процента пассажиров, проездными метрополитена пользовались 23,8 процента, совмещенными — 38,5 процента пассажиров. Услугой «SMS-билет» воспользовались всего 0,1 процента пассажиров.
* Удельный вес метрополитена в городских перевозках столичным пассажирским транспортом в 2014 году составил 38,4 процента (в 2013 году — 37 процентов).

Александр НЕСТЕРОВ.



Добавить комментарий