Валентин Кузьмичев: линия сварки

Наша марка Тракторозаводцы

Сварочное производство заинтересовало Валентина Кузьмичева еще в детстве. Мальчишкой, бывая у отца на колхозном машинном дворе, он наблюдал за тем, как работал электросварщик. Яркое пламя, искры, что отлетали от сварного шва, — все это завораживало паренька.

— Не смотри, глаза испортишь, — советовал кто-то из взрослых, а ему хотелось смотреть. Мальчик пытался понять, как все происходит, и отвечал: «Буду смотреть, мне это интересно».

На уроках физики в старших классах средней школы он расспрашивал о сварке учителя. Тот, как мог, удовлетворял мальчишеское любопытство, даже книжки какие-то давал почитать. После этого юноша уже более или менее четко представлял себе, что такое сварка, и интерес его к сварочному производству становился еще сильнее.

Валентин знал, куда  будет поступать после окончания школы. Конечно же, в Могилевский политехнический техникум. Благо, тот находился недалеко от его родной Шкловщины. И, конечно же, на отделение сварочного производства. В техникуме он, продвинувшись в своем познании, решил учиться и дальше. Это стремление привело молодого человека в Могилевский государственный машиностроительный университет. Здесь он изучал технологию и оборудование сварочного производства. К последнему курсу  знаний по предмету было достаточно. Не хватало практики, и такая возможность вскоре представилась — впереди студентов ждала самостоятельная трудовая жизнь.

В университете учился Валентин хорошо, и это сыграло не последнюю роль при распределении — он получил направление на Минский тракторный завод. Однокурсники завидовали: как же, работать будет не где-нибудь, а в столице, да еще на известном всей стране предприятии.

Его определили в конструкторское бюро специального оборудования и оснастки. Пояснили: ему предстоит конструировать то, что затем надо сваривать. Это не менее важно, чем сам процесс сварки. Начальник КБ Петр Толкачев отнесся к новичку по-отечески. Все показал, рассказал, ввел, так сказать, в курс дела. Напоследок заметил:
— Ничего не бойся, но ко всему относись внимательно. Чего не будешь знать, спрашивай. За спрос, как говорится, не бьют в нос. Дерзай!

Валентин, однако, на первых порах ощущал некоторую робость. И обстановка была другой, и люди незнакомые: как они воспримут его? Однако в коллективе его приняли хорошо, спустя какое-то время он почувствовал себя здесь своим и, главное, нужным делу.

В те дни неоценимую помощь и поддержку ему оказали инженеры-конструкторы Светлана Комлик, Михаил Сачивко, Валентина Ермола, Наталья Коршак. Даже молодой Александр Бабичев, который впоследствии ушел с завода, поддерживал его тогда во всех его начинаниях. Такое внимание укрепляло веру в себя, обязывало трудиться как можно лучше. Позже он с таким же вниманием отнесся к Дмитрию Акуличу, который пришел в коллектив уже после него.

Все те годы молодой специалист неустанно совершенствовал свое профессиональное мастерство. По вечерам в общежитии изучал литературу по конструированию. Когда спустя три года появилась возможность пройти аттестацию и получить вторую категорию, он не стал колебаться. К тому времени начинающий инженер-конструктор чувствовал себя уже не тем неоперившимся новичком, которым пришел на завод. Да и по второй категории оплата за работу была повыше.

Дальше — больше. Спустя какое-то время он выдержал испытания на получение первой категории, а еще через два года его назначили ведущим инженером-конструктором. Это было уже немало, ведь «ведущему» поручают задания посложнее. Валентин осознавал, насколько это ответственная должность.

— Старайся и ни в чем не подводи тех, кто доверил тебе эту работу, — советовала ему мама, когда узнала о его повышении. Она, школьная учительница, всегда ответственно подходила к своему делу и этому же учила сына и дочь.

Профессия инженера-конструктора непростая, требует внимания, терпения, усидчивости и работоспособности. Все начинается с того, что технологи выдают конструкторам задание на проектирование сборочно-сварочной оснастки. Конструкторы берут чертежи узла, учитывают пожелания технологов. Скажем, на какую сторону положить узел. Ведь нередко бывает так, что узел габаритный, а производственных площадей в цехе недостаточно. Вот и думай, как его «пристроить».

На компьютере делаются наброски узла в формате 3D. Затем приглашают технологов, и те смотрят, так ли все, как надо. Конструкторы учитывают их дополнительные пожелания. После этого окончательный вариант чертежа передается на завод СИиТО. Там изготавливают оснастку и приглашают конструкторов. Посмотреть, проверить и подписать паспорт. Таким образом, конструкторы принимают на себя всю полноту ответственности за изготовление сборочно-сварочной оснастки, которая передается в производство.

Порой проектирование идет сложно, приходится изобретать множество различных вариантов. Но зато как же бывает радостно на душе, когда все получается так, как и задумывалось.

Впрочем, наравне с конструкторами их удачи и неудачи переживают и технологи. За годы совместной работы между ними устанавливаются теплые, доверительные отношения.

Валентин благодарен за внимание и поддержку начальнику бюро технологичности и организации сварочного производства Александру Боришкевичу, инженеру-технологу Виктору Хроловичу. Они были его первыми наставниками, внимательно относящимися ко всем его начинаниям, и такими же остались по нынешний день.
Не забыть ему и бывшего начальника бюро тракторного производства Владимира Яцкевича, который тоже помогал ему освоиться в профессии. Владимир Владимирович на заводе уже не работает, он пенсионер.

Нынешние руководители тоже очень многое значат для молодого специалиста. Это поддержка и со стороны начальника отдела главного сварщика Сергея Радюка, и со стороны начальника бюро, его непосредственного руководителя Анатолия Абраменко. На их глазах он рос и продолжает расти в профессиональном мастерстве, и многими своими заслугами он обязан именно этим людям.

А вообще,  весь коллектив, все, кто окружает его на работе, очень ему близки и дороги. С таким же уважением и душевной теплотой они относятся и к нему самому. Не случайно, когда решался вопрос о том, чью фотографию разместить на Аллее почета ОАО «МТЗ», из нескольких кандидатур выбрали именно его, ведущего инженера-конструктора  ОГС УГТ Валентина Кузьмичева.

После работы он спешит к себе домой, на улицу имени прославленного советского маршала Семена Буденного. Здесь, в общежитии, проживает его семья: кроме него самого, жена Светлана, сыновья Владислав шести лет и Захар, которому немногим больше одного года. Светлана работает учителем химии и биологии в одной из школ Минска. Друг друга они знают еще со студенческих лет. Вместе ездили из Могилева на одном рейсовом автобусе: она — до своих Горок, он — до Шклова. Познакомившись поближе, решили никогда больше не расставаться. Так оно и получилось. Светлана переехала в столицу, к мужу, и здесь они обрели свое семейное счастье.

Олег ШВЕДОВ.
Фото автора.



Добавить комментарий